Понедельник 25.09.2017
Информационное агентство РосАлкоголь


Государственный Совет Российской Федерации
О ходе борьбы с наркоманией и алкоголизмом и мерах по её усилению



Коньяк на скаку остановим

14 января 2003

Журнал "Профиль", N 48, 13 января 2003 г.




Коньяк - наиболее популярный из всех известных видов бренди. Однако в последние годы интерес к этому спиртному напитку начал падать и многие эксперты всерьез заговорили о кризисе его потребления. Имидж изысканного и престижного напитка стал в глазах потребителя излишне "традиционно-классическим".



Известные коньячные дома, желая вернуть напитку былую популярность у потребителя, решили коньяк "омолодить". Таким образом, на рынке появились более легкие разновидности напитка. Например, дом Remy Martin выпустил молодой коньяк VS Grand Cru, Hennessy -- очень светлый коньяк с неагрессивным вкусом Pure White. Также, по мнению специалистов, знаковым стал выпуск домом Hennessy престижного купажа Timeless, составленного из спиртов одиннадцати урожаев XX века (1900--1990) и обладающего ярко выраженным плодовым тоном (рыночная цена -- $4 тыс.). Кроме того, активно начали пропагандировать в качестве аперитивов коньяк с содовой, коньяк с тоником и даже коньяк с шампанским (такой коктейль уже давно известен в России как "Северное сияние").


Тем не менее в мире кризис потребления коньяка еще не преодолен. Чего не скажешь о нашей стране -- в России, оправившейся от финансового кризиса, в настоящее время, напротив, наблюдается потребительский бум, позиции крепких алкогольных напитков восстанавливаются, а особенно активно растут продажи именно коньяков и бренди. И речь идет не только о местных марках -- продукции армянских, дагестанских и собственно российских коньячных заводов (специалисты вообще считают, что эти напитки корректнее называть не коньяком, а бренди). Растут продажи и импортных брендов. Этому способствует активная деятельность дистрибьюторских компаний, которые продвигают этот продукт на российском рынке.


В настоящее время в нашей стране представлены практически все крупнейшие коньячные дома: Hennessy, Martell, Remy Martin, Otard, Courvoisier. Так, например, компания "Уайтхолл", являющаяся одним из крупнейших поставщиков алкоголя на отечественный рынок, уже несколько лет сотрудничает с домом Hennessy. В конце 2002 года руководство дома продлило с "Уайтхоллом" соглашение о сотрудничестве еще на пять лет. Постепенно в Россию привозят другие достойные престижные марки. Например, компания "Виником" будет представлять на российском рынке известную марку коньяка Hine ("Хайн"), а марка Edgard Leyrat ("Эдгар Лейра") попала в руки молодой, но достаточно амбициозной компании "Винтаж М".


Бывают случаи, когда импортер алкоголя постепенно становится его производителем. Когда-то в XIX веке российский подданный Карл Меуков поставлял французский коньяк в Россию, а затем занялся его изготовлением, основав свой дом Meukow. В наше время Российская вино-водочная компания (РВВК, производитель водки "Флагман"), поставлявшая в свое время в Россию коньяк Courvoisier, решила выпустить на отечественный рынок свой коньячный бренд -- "Бастион". Как заявляют в компании, за этим напитком действительно признано право называться коньяком, так как спирты, используемые для его производства, завозятся из провинции Гран-Шампань, что близ города Коньяк. Согласно принятому во Франции в 1909 году декрету коньяк имеет статус контролируемого наименования по происхождению (Appellation dOrigine Controlee). Это значит, что право носить наименование коньяк (а точнее -- Cognac) имеют лишь напитки, производимые в соответствии с установленной технологией в винодельческом регионе Коньяк, расположенном на западе Франции (территория департаментов Шаранта, Приморская Шаранта, часть департаментов Дордонь и Де-Севр). Земля в окрестностях города Коньяк имеет особый состав, что влияет на качество винограда и производимых из него спиртов. По мнению специалистов, чем ближе к одноименному городу произведен коньяк, тем выше его качество.


Как уже было сказано, еще одним важным фактором является строгое соблюдение установленной технологии. До сих пор в производстве коньяка используется так называемая "шарантская" технология двойной перегонки спирта в медных перегонных кубах, открытая еще в XVII веке. Суть ее в том, что полученный в результате первой дистилляции 27--32-градусный спирт-сырец подвергается вторичной перегонке, в результате чего его крепость увеличивается вдвое. В процессе происходит разделение спирта на три фракции. На выдержку в бочки закладывается средняя фракция, которая составляет около 35% от объема первоначально загруженного в перегонный куб вина (остальные две фракции вновь смешиваются с вином и подвергаются повторной перегонке). Для получения 1 литра коньячного спирта требуется перегнать 10 литров вина. Согласно установленным правилам при изготовлении коньяка категорически запрещено применение каких-либо иных, кроме шарантского, перегонных аппаратов, а также перегонка вина в спирт без промежуточной стадии.


Следующей стадией является выдержка коньяка в знаменитых дубовых бочках сроком от 30 месяцев до многих десятков лет. Как считает глава дома Remy Martin Доминик-Эриар Дюбрей, коньяк -- это концентрат времени: "Ведь для того, чтобы вызрел коньяк, допустим, марки Louis XIII, требуется сорок лет, и люди, создающие его, вряд ли когда-нибудь увидят окончательный результат своего труда. Мы следим за тем, чтобы рядом с погребом, где хранится Louis XIII, никогда не ездили машины, беспокоимся, когда выдается слишком жаркое лето. Именно потому, что мы не услышим, как его будут хвалить, мы стремимся сделать его безупречным".


Спирт, хранящийся в бочках, постоянно испаряется -- подсчитано, что через 12 лет от десяти бочек коньячного спирта остается только шесть. Поэтому неудивительно, что себестоимость хорошего коньячного спирта во много раз выше, чем самого дорогого зернового. Спирт может выдерживаться в бочках до 50 и более лет. Однако для приготовления коньяков, как правило, используются более молодые спирты (до 20 лет выдержки).



Возрастные категории коньяка


VS (Very Special) -- обозначение качества коньяка, изготовленного из спиртов не менее чем 2-летней выдержки (на практике их средняя выдержка составляет 4--7 лет).


VSOP (Very Superior Old Pale) -- обозначение качества коньяка, изготовленного из спиртов не менее чем 4-летней выдержки (в среднем 6--12 лет).


Napoleon -- обозначение качества коньяка, изготовленного из спиртов не менее чем 6-летней выдержки (в среднем 10--20 лет).


XO (Extra Old) -- обозначение качества коньяка, изготовленного из спиртов не менее чем 6-летней выдержки (в среднем 20--30 лет).


Extra -- обозначение качества коньяка, изготовленного из спиртов не менее чем 6-летней выдержки (25--40 и более лет).



Одной из самых ответственных стадий производства является ассамблирование (купажирование) -- составление коньяка из спиртов различной крепости. Как правило, готовый коньяк содержит порядка десяти сортов различной выдержки, возраста, которые к тому же используются в различных пропорциях. Возраст спиртов определяется исключительно числом лет, проведенных ими в бочке. То есть коньяк, составленный из спиртов, которые выдерживались в бочке в течение трех лет, а затем разлитый в бутылки, всегда будет иметь возраст три года. Марк Кауфман, президент компании "Уайтхолл": "Составляет коньячную смесь мастер купажа, благодаря таланту которого и создается гармоничный букет, мозаика вкуса. Для всех крупных западных коньячных брендов существует неоспоримое правило -- в реальной вкусовой памяти потребителя вкус напитка должен оставаться постоянным. Для того чтобы поставлять коньяк одного и того же вкуса в течение длительного времени, необходимо иметь постоянную возможность собирать эту мозаику. Успешные коньячные дома потому и успешные, что имеют возможность содержать огромные подвалы и модифицировать эту мозаику вкуса. Например, Hennessy ХО -- это бленд 120 спиртов. Если у вас закончился один спирт, вы обязаны поменять остальные 119 спиртов, чтобы собрать тот же вкус. Для этого существует мастер купажа, который помнит этот вкус и может его восстановить. Существует такой коньяк Private Reserve -- римейк напитка, существовавшего в конце XIX века. Это дорогой коньяк, хотя его купаж достаточно прост -- всего 10 спиртов. Так вот этот купаж был в свое время утерян, и его смогли повторить лишь спустя 100 с лишним лет. Другой случай -- коньяк Hennessy Biblioteque. Сегодня он снят с производства, потому что его вкус потерян и пока его восстановить не могут".


Из бренди, производимых на территории Франции, относительную конкуренцию коньяку составляет арманьяк. Средний объем продаж -- около 9 млн. бутылок (коньяка -- 130 млн. бутылок), что обеспечивает только 1% (в стоимостном выражении) французского экспорта крепких спиртных напитков, в то время как на долю коньяка приходится до 75%. Арманьяк производится на территории исторической провинции Гасконь и отличается от коньяка не только местом происхождения, но и технологией производства -- дистилляция, как правило, бывает однократной.



© ИА "РосАлкоголь" 2001 год.
При использовании материалов, содержащихся на страницах электронного издания РосАлкоголь, ссылка на RosAlcohol.ru обязательна.
создание сайта www.amazing.ru Реклама