Вторник 26.09.2017
Информационное агентство РосАлкоголь


Государственный Совет Российской Федерации
О ходе борьбы с наркоманией и алкоголизмом и мерах по её усилению



РБК: Россия пьет все больше пива

15 января 2003

RBC

Впервые в истории Россия вышла на шестое место в мире по общему объему потребления пива. Согласно данным ведущей японской пивоваренной компании «Кирин», в прошлом году россияне выпили 6,34 млрд. При этом они обошли Англию (5,82 млрд л) и многие другие европейские страны. Среднедушевое потребление пива в России достигло 44 л, что неплохо даже по европейским нормам. И все же среднестатистический россиянин по-прежнему пьет гораздо меньше хмельного напитка.


В частности, тот же англичанин выпивает за год примерно 100 л, еще больше тяготеет к «хмелю» ирландец (148,3 л) и тем более чех (155 л). По части любви к пиву россиян обошли даже некогда совсем «непивные» японцы и бразильцы. В итоге граждане РФ оказались лишь в четвертом десятке пиволюбов, что с одной стороны – плохо, с другой – совсем даже хорошо. Еще в 1995 г. средний россиянин выпивал всего 14,5 л пива и всего за семь лет утроил этот показатель, что является тоже своего рода рекордом. Рост потребления хмельного напитка, по утверждению пивоваров, способствовал постепенному вытеснению из традиционного застолья крепких напитков. По словам президента ОАО «Балтика» Таймураза Боллоева, через рекламу пива «пропагандируется образ жизни без крепких алкогольных напитков», что полезно для здоровья нации.


Этот тезис вызвал горячие протесты части медиков, которые заговорили о том, что пиво, наоборот, способствует «алкоголизации» населения, являясь просто первой и самой коварной ступенью на пути к водочным, а также коньячным, портвейным и прочим возлияниям. Споры ожесточались и становились все более бессмысленными, поскольку стороны оперировали разной статистикой. Пивовары утверждали, что продажи крепких напитков в РФ последние два года падают. Медики, в частности главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, наоборот, говорят об увеличении потребления водки (падает, мол, лишь потребление вина). Отсюда многочисленные наезды на заполонившую телеэфир рекламу пива, которая-де втягивает молодежь в алкозависимость. Начальник главного санитара, министр здравоохранения Юрий Шевченко назвал рекламу пива «мерзкой» и пропагандирующей «гнусный образ жизни». Вице-премьер Валентина Матвиенко полагает, что «реклама пива задавила телеэфир», в результате чего «тысячи подростков попадают в алкогольную зависимость».


Корень проблемы, видимо, в том, что нынешняя статистика знает в России почти все, кроме реального оборота крепкого алкоголя. По некоторым данным, к официальной статистике, составляющей примерно 130 млн дал в год, следует добавлять еще не менее 60 млн дал «левой», а то и просто «паленой» водки. Это не считая самогона, который до сих пор популярен, особенно в сельской местности. Точный объем всего этого алкогольного моря неизвестен в отличие от объемов пивоваренного производства, которое в основном поддается точному учету. Пивовары утверждают, что они целиком открыты не только для учета, но и для сбора налогов, по объему которых они являются, мол, вторым крупнейшим пополнителем бюджетов разных уровней после ТЭКа. Однако государство в последнее время хочет еще больше выжать из такого богатого налогоплательщика. Отсюда растущие акцизные сборы - с 1 января они должны увеличиться еще на 25%, что, по мнению многих аналитиков, ставит под вопрос дальнейший прогресс пивной отрасли. И так из-за растущего налогового давления государства темпы роста в ней, еще в 1999 г. достигавшие 30%, уменьшились в этом году до 10%, а в наступающем могут и вовсе сойти на нет.


До сих пор основным мотором пивного прогресса в России были иностранные инвестиции. В течение сравнительно короткого времени на внутреннем рынке стали господствовать скандинавский холдинг BBH (производитель “Балтики”), бельгийско-индийская Sun Interbrew («Клинское»), южноафриканская SAB (“Золотая бочка”), добрался в Россию и международный гигант Heineken (купивший производителя «Бочкарева» завод «Браво»), потянулись и другие признанные мировые лидеры. Чисто российских компаний (“Очаково”, “Красный Восток”) становится все меньше. Иностранцев российский рынок привлекал своими почти необъятными перспективами – еще недавно специалисты на полном серьезе рассуждали о том, что РФ к 2005 г. может выйти на среднедушевой уровень потребления пива, равный финскому (60 л), а там, глядишь, и британскому. Однако возрастающее давление на отрасль государства может отпугнуть осторожный и все еще не доверяющий России иностранный капитал, и тогда страна точно не станет пивной державой, а останется страной водки и дешевого бренди. Именно производители алкогольной продукции, мол, и заказали пиар-кампанию против пивоваров, опасаясь их растущей конкуренции. Впрочем, на пропаганду не жалеет сил никто. По словам Валентины Матвиенко, пропаганда пива на телевидении до сих пор не ограничивалась потому, что «за этим стоят большие деньги». Такого же мнения вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, заявивший, что «хорошие законы», ставящие такую рекламу в строгие рамки, тормозятся или отзываются из парламента «под давлением определенных сил». Можно предположить, что в наступающем году борьба вокруг хмельного напитка не уменьшится. Исход ее неясен, хотя шансы подняться с шестого на «призовые» места в мировом рейтинге потребителей пива у России есть. Сойдет ли она при этом с прочно удерживаемой первой позиции по водке – еще большой вопрос.

© ИА "РосАлкоголь" 2001 год.
При использовании материалов, содержащихся на страницах электронного издания РосАлкоголь, ссылка на RosAlcohol.ru обязательна.
создание сайта www.amazing.ru Реклама