Вторник 26.09.2017
Информационное агентство РосАлкоголь


Государственный Совет Российской Федерации
О ходе борьбы с наркоманией и алкоголизмом и мерах по её усилению



РБК: Пивовары против «чиновников и законодателей»

15 января 2003

RBC

«Пивоваренная отрасль из стремительно развивающейся может превратиться в отстающую». Такой неутешительный прогноз содержится в сообщении пресс-службы Союза российских пивоваров. Согласно этому прогнозу, в следующем году темпы роста производства в отрасли составят не более 9%. Это в 3,3 раза меньше, чем в 1999 г., когда выпуск «хмельной» продукции рос стремительными темпами по сравнению с другими секторами экономики. Еще в 2000 г. темпы оставались значительными – свыше 20%, однако затем стали неуклонно снижаться. В этом году рост составит, по некоторым данным, 12%, а по оценке президента компании «Балтика» Таймураза Боллоева, речь может идти всего о 8-10%.


Пивовары видят причину в «непродуманной экономической и социальной политике в отношении пивоварения и неоправданном вмешательстве в пивоваренный бизнес со стороны чиновников и законодателей». Дескать, за последние два года в Думу было внесено около десятка инициатив, направленных на «сдерживание развития отрасли». В результате возросшей налоговой нагрузки на производителей напитка, а также ограничений на продажу и рекламу пива прогресс отрасли стал замедляться. В следующем году эта тенденция может усугубиться, поскольку с 1 января вновь – на сей раз сразу на 25% - увеличивается акциз на пиво. В результате этой новации розничные цены на напиток возрастут на 15-20%. Пивовары полагают, что если уже сейчас государственная политика в отношении отрасли «толкает население потреблять дешевые низкокачественные суррогатные крепкие алкогольные напитки», то с ростом цен ситуация может еще ухудшиться.


Готовящийся рост акцизной ставки уже несколько месяцев вызывает резкое противодействие пивоваров, начавших соответствующую кампанию в прессе, на телевидении и на всех уровнях власти. В обращении к президенту, правительству и парламентариям, принятом на прошедшей недавно конференции пивоваров, производители напитка предложили заморозить эту ставку на ближайшие годы «с целью стабилизации отрасли». Дескать, они до сих пор сдерживали рост стоимости своей продукции, который отставал от роста налоговой нагрузки на отрасль, а иногда даже и от инфляции. Несмотря на это, розничная цена пива достигла «среднеевропейского уровня», а после акцизной реформы может стать и вовсе запредельной. Соответственно, резко упадет спрос, а с ним и доходы отрасли, которая, по словам ее руководителей, является крупнейшим налогоплательщиком федерального и местного бюджетов после ТЭКа. В последнем заявлении Союз пивоваров не признал ситуацию настолько критической – все-таки намечается рост отрасли, а не сокращение. Причем формулировка «не более 9%» позволяет предположить, что этот рост будет значительно выше, чем средний по всей экономике (согласно правительственным расчетам и прогнозам международных финансовых организаций, таковой составит порядка 4%).


Тем не менее и такое снижение темпов роста фактически ставит крест на планах российских пивоваров как по развитию внутреннего рынка, так и по завоеванию внешних рынков. С середины 90-х среднедушевое потребление пива в России возросло в три раза (с 14,5 л до 42-43 л) и предполагалось, что уже к 2005 г. страна достигнет уровня Финляндии (60 л), а там и Великобритании (80 л). Планировался и «агрессивный» выход в ближайшее время на зарубежные рынки, включая европейский. Все эти планы казались достаточно реальными, так как отрасль переживала инвестиционный бум – она представляла собой редкий сегмент российской экономики, куда потоком стремился западный капитал. Теперь приходится признать, что «нашла коса на камень». Причем, как намекают пивовары, «камень» был подложен «водочными» конкурентами, якобы тратящими сотни миллионов долларов на дискредитацию отрасли. В рамках этого «черного пиара» на нее «наехали» разом и СМИ, и законодатели, и даже медики, периодически говорящие то о проблеме «пивного алкоголизма», то о несоблюдении отраслью санитарно-эпидемиологических норм. Версия кажется правдоподобной, так как слабо- и крепкоалкогольные напитки несомненно «конкурируют» между собой в глазах потребителя. Особенно молодежи, падкой на рекламу и поддавшейся нажиму телероликов, пропагандирующих разного рода «душевное», «продвинутое». Конкретных доказательств того, что их бизнес «заказали», у пивоваров нет, но даже если бы они и были, преодолеть усугубляющиеся проблемы отрасли это едва ли бы помогло.


Требуются слишком мощные лоббистские усилия, чтобы отбиться от государства, полагающего, что из богатой отрасли «чем больше жмешь, тем больше выжмешь». Государство в какой-то степени понять можно: проблема пика внешних платежей до конца не исчезла, а армейская и прочие реформы также требуют дополнительных средств. Вместе с тем проблема выходит за чисто бюджетные рамки. Пивовары – по крайней мере, по их утверждениям – делают благородное дело, вытесняя из традиционного российского застолья водку и коньяк, неумеренное потребление которых ежегодно уносит жизни сотен тысяч граждан и усугубляет криминогенную обстановку. Если это действительно так (что, конечно, требуется доказать, поскольку по данной проблеме существуют разные мнения) то торможение отрасли наносит вред с точки зрения и экономики, и демографии, и многого другого. Возможно, пока государство решает сиюминутные задачи, оно меньше обращает внимания на цели стратегические (хотя о «здоровье нации» говорят все, включая президента). Но решать «пьяную» проблему рано или поздно придется, и если это решение не будет «сухим законом», то тогда вопрос о пиве как о меньшем зле по сравнению с более крепкими напитками все равно станет актуальным. Пока же россиян, в общих «алкогольных» расходах которых пиво занимает менее 19%, вряд ли можно назвать его поклонниками.


© ИА "РосАлкоголь" 2001 год.
При использовании материалов, содержащихся на страницах электронного издания РосАлкоголь, ссылка на RosAlcohol.ru обязательна.
создание сайта www.amazing.ru Реклама